| Владимир Черкасов
Как искусство из пейзажей Шишкина и полотен Рафаэля превратилось в горы мусора и унитазы? Человек очень интересное создание. Несмотря на наличие в каждом человеческом черепе такого органа как мозг, очень часто его услугами люди предпочитают не пользоваться. Причин этому явлению бесчисленное множество, нас сегодня интересует лишь одна - внушение. Большое количество людей на планете Земля легко поддаются магии внушения. Будь то телевизор, СМИ или самое простое - окружающие люди. Яркий тому пример - фильм под названием «Я и другие», снятый режиссером Феликсом Соболевым в 1971 году. В чем его суть? По ходу фильма проводились различные психологические эксперименты с людьми. Всё мы разбирать не будем, нас интересует лишь один под названием «Обе белые». На столе стоят 2 пирамидки - одна белая, другая черная. По предварительной договоренности все находящиеся в комнате будут говорить, что пирамидки обе белые. Исследуемый человек заходит в комнату, видит пирамидки, слышит неправильные ответы и повторяет то, что пирамидки "обе белые". Однако затем в личной беседе с исследователем становилось понятно, что это было лишь общественное внушение. К чему все это? А мы будем заниматься сегодня примерно тем же самым. И если прамидки будут разного цвета, то так и скажем: "одна черная, а другая белая"! Ничего в этом мире не возникает из воздуха, это относится и к искусству. Люди (творческие натуры) с самого начала своего существования самовыражались при помощи искусства, используя подручные инструменты для своего времени. Наскальная живопись, иконы, картины на мифические и религиозные сюжеты постепенно сменяли друг друга. Постепенно полотна становились все четче и натуральнее - так появился "реализм". Такие "фотографические" полотна просуществовали примерно до конца 19 века. Годы идут, века сменяются, появляются новые поколения, жаждущие перемен. Так примерно в одно и то же время - вторая половина 19 века появятся импрессионисты во Франции и передвижники у нас на родине. И те, и те были бунтарями-революционерами, которые боролись с вековыми канонами Академии художеств. Руководители этих Академий, что в Европе, что у нас в Санкт-Петербурге были закостенелыми консерваторами. "Рисуйте вот так, а по другому не рисуйте"! Неудивительно, что это мало нравилось молодым художникам только-только начинающим свою творческую карьеру. На целом вагоне энтузиазма творили художники. Импрессионисты играли со светом и сиюминутной реальностью. А передвижники взялись за отображение непростой реальной жизни обычных крестьян. После импрессионистов появились постимпрессионисты Ван Гог и Гоген. Они, собственно, и станут разделительной полосой между хорошим искусством и тем, что будет после него. Ван Гог, без особого художественного образования, своими картинами вызывает душевный отклик. Аналогичная ситуация с Гогеном - его картины с островитянами как минимум необычны и интересны. В последний момент, в наш вагон могут запрыгнуть некоторые экспрессионисты (тот же Мунк) с их ужасающими от окружающей действительности работами. На этом, собственно, все. Вот на этом моменте все хорошее заканчивается, и начинается все оставшееся. С этого момента художники поняли, что можно последовать примеру импрессионистов (и пост...) и делать все что угодно, невзирая на то, что было раньше. Только если у Мане, Моне и Ван Гога протест оказался со знаком "+", то у потомков из этого протеста остался только эпатаж на публику. Приходит господин Малевич со своим абстракционизмом. Заявляет, мол живопись изжила себя, все давно устарело, и вот держите, уважаемые зрители, геометрические фигуры. Круги, полосы, кресты, мальчики с "ранцами", белое на белом, красное на красном, ну и во главе всего этого пиршества пресловутый «Черный квадрат». Причем, имея за плечами лишь год художественной школы, Малевич все же не был обделен талантом. Что отчетливо видно по его ранним импрессионистическим полотнам. Но вместо искусства и зрителя, Казимир выбрал эпатаж и "красный угол" для своего тёмного друга.
Дальше идет господин Дюшан, считающийся "одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века". Главным его произведением был «Фонтан». 1917 год, проходит выставка Общества независимых художников в Нью-Йорке. Чтобы туда попасть необходимо было внести взнос. Дюшан заплатил и принес писсуар из соседнего магазина сантехники, заявив что это тоже искусство. Спустя столетие «Фонтан» считается "самым великим произведением XX века", а его копии продаются за 1,7 миллионов долларов. https://www.kommersant.ru/doc/1029617?ysclid=lqidk4jegy211132181 111 | Просмотров: 674 |
место для рекламы 1
| | Марсель Дюшан со своим «Фонтаном»
Параллельно с этим будут творить не менее прекрасные художники Амедео Модильяни и Пабло Пикассо. Хоть стили у них разные, суть происходящего примерно одна и та же. Постепенно, шаг за шагом, художники отдалялись от людей, используя классическое "я художник, я так вижу". Вся ответственность за происходящее перекладывается сугубо на зрителя. Не хочешь быть заклейменным дураком и невеждой? Тогда делай вид, что все понимаешь, важно качай головой, восхищаясь тем, что априори не может вызывать никакого восхищения.
Ну и, наконец, непосредственно к современному искусству. Всё мы рассмотреть физически не сможем, поэтому будет лишь малая часть. • Концептуальное искусство от итальянца Пьеро Мандзони. 1961 год, произведение искусства под красивым названием «Дерьмо художника» (да, вы не ослышались). Мандзони разложил свои фекалии в 90 консервных банок по 30 грамм, поставил свой автограф, а затем продал по цене золота. И купили ведь! А сейчас несколько банок находятся в галереях искусства по всему миру. И цена, разумеется, только выросла.
• Или американец Марк Ротко с одноцветными полотнами. Как вам такое? Писать полотна с каким-либо сюжетом - это слишком долго и мучительно! Задумка, эскизы, наброски, краски смешивать - зачем все это?
• Или относительно свежая инсталляция 2019 года от другого итальянца Маурицио Каттелана под названием «Comedian». Он взял банан и приклеил его клейкой лентой на стену одну из галерей. И это купили за 120 тысяч долларов. Но если вы прикрепите банан к стене в вашей квартире это будет стоить ровно на 120 тысяч долларов меньше. Ведь в комплекте с бананом идет сертификат подлинности, где описывается как именно должен висеть банан! А у вас его нет! Думаю, суть происходящего понятна. Перечислять подобные шедевры можно до бесконечности. И единственный вопрос, возникающий у здравомыслящих людей: "какова ценность всего этого для обычного зрителя?" И ответ очевиден. Современное искусство встало на путь коммерческого конвейера. И зритель уже не так важен, его может и не быть. Ну и напоследок классическое "я могу нарисовать также" и старый анекдот про дворника, который за ночь успел восстановить украденный квадрат Малевича. Нарисовать то можно нарисовать, только это никогда не продастся на аукционах Сотбис и Кристис за миллионы долларов, ведь вы не избранный художник с поддержкой богатых мира сего. https://www.kommersant.ru/doc/1029617?ysclid=lqidk4jegy211132181 112 | Просмотров: 674 |
место для рекламы 2
|
| | Место для рекламы 3 |